Плейсмейкинг: почему город должны менять его жители
Большинство российских городов нельзя назвать идеальной средой для жизни. Недостаток качественных и современных общественных пространств, общегородских событий, чрезмерный уклон в сторону автомобилизации и прочие проблемы. Города нужно менять к лучшему — объясняем, почему это должны делать сами жители.
Плейсмейкинг в буквальном переводе означает «создание места», а именно — благоустройство и развитие определенных пространств. Проще говоря, это изменение городской среды к лучшему совместными усилиями профессионалов и местных жителей. И именно мнение последних является главным фактором, влияющим на изменения.
Концепция зародилась в 60-х годах прошлого века усилиями писателя и футуриста Уильяма Уайта и теоретика городского планирования Джейн Джекобс. У них появилась идея благоустройства городов, в основе которой лежит удобство его жителей.
Принципы плейсмейкинга
Нужды людей — в основе
Город и его общественные места принадлежат жителям, именно они являются потребителями и могут «ногами» позитивно или негативно реагировать на изменения. Именно поэтому обустройство общественных мест должно обсуждаться с его посетителями и направлено на удовлетворение потребностей не одной, а нескольких групп населения.
Индивидуальный подход
Важный нюанс плейсмейкинга в том, что его нельзя применять массово. Каждое пространство, каждый район и каждое сообщество уникальны и имеют свои особенности. История места, его проблемные моменты, запрос местных жителей — на основе десятка подобных показателей каждый проект преобразований будет не похож на другой.
Отсутствие границ и рамок
Пляж в центре города? Слегка сумасбродно на первый взгляд, но почему бы и нет? В американском Детройте разбили песчаную зону прямо в центре. Рядом с шезлонгами — пивная ярмарка со слабоалкогольными напитками, травяной корт, места для занятия йогой. Попробуйте представить такое в своем городе — хорошая же идея?
В основе — комфорт, а не дизайн
Если вы позовете для создания места только специалистов — с большой долей вероятности вы получите зону с отличным современным дизайном, но… с неудобствами для аудитории. Только постоянные посетители знают обходные пути, комфортные места, почему тропы протоптаны именно в определенных местах — именно учет всех эти вроде бы незначительны мелочей в совокупности делает пространство комфортным.
Правило «Сила 10»
Его придумали основатели агентства Project for Public Spaces и директора The Placemaking Fund Фред Кент и Кэти Мэдден. Они раздавали местным жителям метки четырех цветов (красные, оранжевые, желтые и зеленые) и просили их разместить на поверхности. Зеленые — на самых популярных местах. Желтые — где много возможностей для досуга. Оранжевые — перспективные места, в которые нужно вкладываться. Красные — кризисные места, требующие вмешательства. Такой метод позволяет специалистам лучше понять запрос жителей района и правильно выстроить план преобразований.
В статье использованы материалы ресурсов bfm.ru; daily.afisha.ru; pps.org
Фотогалерея
- Комментарии